Статьи 1960-1968 гг.

В этой рубрике, кроме собственно статей, размещен также Автореферат кандидатской диссертации Ирины Марковны.


Репринт статьи 1968 г. "Системный подход в социологии и проблема ценностей" (включённой в книгу "Ирина Марковна Попова : Memoria".– С. 68-83)

 

Теории социального контроля в американской социологии // Вопросы философии. —  1965. —  № 6. —  С.104-112.

 


 

 

Развитие государственно-монополистической организации вызвало к жизни разветвленную систему духовно-психологического воздействия на личность. Целью этого воздействия является сохранение status quo существующей социальной системы и блокирование всех форм индивидуального поведения, которые могли бы представлять угрозу для буржуазных институтов, учреждений и господствующих стандартов групповой  жизни.

В современной американской социологии данный механизм получил название «социального контроля». Понятие «контроля» приобрело здесь смысл, прямо противоположный тому, который оно имело в буржуазно-демократической идеологии: речь идет не о контроле «снизу», не о воздействии масс на деятельность различных учреждений, выступающих от лица всего общества, а о регламентирующей работе самих этих учреждений по отношению к отдельным людям. Данное понятие глубоко отлично и от идеи контроля, намечавшейся в работах некоторых представителей классической буржуазной политэкономии. Суть «социального контроля», как его трактуют современные буржуазные социологи, не в том, чтобы поставить под контроль общества основные материальные отношения и процессы, «макроструктуры» хозяйственной жизни, а в том, чтобы регулировать поведение агентов буржуазной практики. Более того, сама потребность в таком регулировании возникает именно в результате узости и ограниченности общественного контроля над экономикой, над основными условиями распределения богатства и власти.

Действительные причины анархии капиталистического производства, как правило, остаются вне поля зрения американских социологов. Но тем настойчивее они утверждают, что главный источник стихийности буржуазной жизненной практики — в своеволии отдельных индивидов, в психологической «неупорядоченности» их поведения.

Это повышенное внимание к непосредственному жизненному опыту и обыденному поведению людей, к их эмоциональным реакциям на социальную действительность рассматривалось многими историками социологии как расширение ее «гуманистического кругозора». Американский социолог Уорд расценивал «низвержение его величества интеллекта» и восстановление в правах того, что прежде презрительно именовали «низшими страстями», как одну из самых гуманных акций социологической науки. На деле эта «переоценка ценностей» диктовалась сугубо прагматическими интересами и была теснейшим образом связана с развитием новых методов и инструментов надзора над личностью.

Подробнее...

К вопросу о социальной почве психологизма в буржуазной социологии // Вопросы философии. — 1961. — № 3. — С. 86-96.


Психологизм представляет собой одну из самых характерных черт современной буржуазной социологии. Это отмечается и самими представителями социологии на Западе.

На IV Международном социологическом конгрессе (Милан — Страза, сентябрь 1959 года) в докладах Франсуа Буррико, Раймона Арона, Роберта Мертона указывалось на интенсивный рост психо-социологических исследований, объединение социологии с психологией, особенно ярко выраженное в американской социологии. Ряд буржуазных социологов, выступавших на этом конгрессе, подчеркивал связь таких черт американской социологии, как эмпиризм, психологизм, стремление к «социальным реформам», с попытками «уладить взаимоотношения между человеческими группами», найти средства управления массами людей1.

Данная статья в основном ограничена рамками анализа американской социологии. Этот выбор не случаен, он обусловлен двумя причинами. Во-первых, американская идеология, как известно, «задает тон» всей буржуазной идеологии. Американская социология является самой влиятельной буржуазной социологией2. Во-вторых, психологизм особенно характерен именно для американской социологии.

Психологическая тенденция в социологии претерпела сложную эволюцию. Некоторую психологизацию общественных явлений можно встретить в самых различных общественных теориях — начиная с Платона, кончая Адамом Смитом,— но форму характерной для буржуазной социологии черты психологизм принимает лишь к концу XIX столетия.

Проникновение психологизма в социологию в его современном виде связано с именами Уорда и Тарда, являющихся представителями психологической школы в социологии. С Уорда, которого американские социологи называют отцом американской социологии, начинается процесс вытеснения индивидуалистических концепций «атомарного человека», строящего свое поведение на основе своих эгоистических «природных» интересов и борющегося за свое существование с другими людьми, социал-психологическими концепциями.

 

Подробнее...

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. ЛОМОНОСОВА


 

И. М. ПОПОВА

ПСИХОЛОГИЗМ

КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОЙ

АМЕРИКАНСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

(Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук)

Москва, 1960 г.

 

Психологическое истолкование общественной жизни состав­ляет наиболее характерную черту современной буржуазной со­циологии. Об этом свидетельствуют международные конгрессы социологов, социологические журналы и монографии, выходя­щие в капиталистических странах1. Это психологическое истол­кование общественных явлений заключается в сведении со­циального, в конечном счете, к индивидуальному, психологиче­скому, которое рассматривается как основа1 и движущая сила общественных явлений. Социологический психологизм является, таким образом, разновидностью субъективного идеализма, ко­торый в сочетании с позитивизмом образует теоретическую ос­нову для отрицания объективной логики общественного раз­вития.

Психологизм в социологии претерпел сложную эволюцию. Проникновение психологизма в социологию связано с именами Уорда, Тарда, Зиммеля, которых можно назвать представителя­ми психологической школы в социологии. Современный же пси­хологизм имеет специфические черты, обусловленные особенно­стями монополистического капитализма.

Данная работа в основном ограничена рамками анализа американской социологии. Этот выбор не случаен, он обуслов­лен, во-первых, тем, что именно в американской социологии психологизм получил наибольшее распространение. Во-вторых, американская социология является наиболее влиятельной в буржуазном мире.

Современный психологизм характеризуется следующими чертами:

1) это, по преимуществу, «социал-психологизм». Представи­тели его усиленно подчеркивают значение «социальной среды», культурного окружения. Инстинктивизм, ярко выраженный, на­пример, у  Макдаугала уже не пользуется былой популярностью.

 

Подробнее...