“Социальное” (“социальность”) как базовая категория социологии // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Збірник наукових праць. — Харків, 2001* ( URL: http://www.sociology.kharkov.ua/docs/chten_01/popova.doc ).
Категория “социальное” не относится к числу специфически социологических категорий. Ее анализ возможен в философском и психологическом аспектах, в рамках широкого эволюционно – биологического подхода. Разумеется, выяснение содержания данного понятия имеет особое значение для социальных наук вообще и для социологии, в частности. Однако интерес к “социальности” выражается в многообразных ее истолкованиях и стимулирует представителей самых различных областей знания обращаться к анализу данной категории [1].
Значительное место в системе социологического знания отводится “социальному” и в постсоветской социологии. Категорию “социальное” относят к “исходному” понятию социологии [2, с.24], к “предельному” понятию, определяющему исследовательский горизонт социолога [3, с.5] . Используется также термин “образ социального”, который, по мнению А.Филиппова, занимает важное место в теоретической социологии. Благодаря данному образу мы, с одной стороны, воспринимаем нечто как событие, с другой – можем описать его в понятиях. “Социолог – теоретик, – пишет А.Филиппов, – даже работая с самыми абстрактными понятиями, более или менее явно апеллирует к определенным образам социальности. В его понятиях схватываются не конкретные эпизоды опыта, но образы переживаемых событий социального.” [4, с.24]
Ю. Волков, считает “социальное” самым первым термином, “ который требует разъяснения при систематизированном изложении социологической теории...” [2, с.24 ] Однако термин этот, по мнению Ю. Волкова, не относится к научным понятиям, а выступает в качестве определения, прилагаемого к основной составляющей различных понятий: “социальная система”, “социальная политика” и др. Имеется в виду, что существуют некоторые признаки “социальности”, добавление которых сужает понятие (система вообще – социальная система и. т.д.). Соответственно, не снимается вопрос о том, чем же является сама “социальность”, т.е. какие признаки мыслятся в данном понятии.
“Социальность”, как пишет далее Ю. Волков, “представляет собой имплицитную характеристику “совместности” человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой совместности” [2, с.24]. При этом подчеркивается, что социальность является выражением не всей и всякой человеческой жизнедеятельности, а именно тех ее проявлений, “в которых образуются взаимосвязь и взаимозависимость между людьми”[2, с.24]. Именно совместная деятельность и есть та самая реальность, которую мы именуем “социальной”. Но, как свидетельствует не столь уж долгий путь развития социологии, сама эта совместность, а, следовательно, и “социальная реальность”, которая находится в поле зрения социолога, понимается по-разному. И каждый раз это зависит от избираемой методологической стратегии, концептуальной схемы, обусловленной не только методологической, но и онтологической позицией социолога.
_______________
* Ранее (до 10:00 22.04.2011) ошибочно указывался в качестве издания, в котором была опубликована данная статья "Вестник Харьковского государственного университета. — 2000. —№ 492".